Что такое самоуправление: значение и разбор слова

Правильное произношение слова самоуправление:

САМОУПРАВЛЕНИЕ это:

участие рядовых работников, трудового коллектива в решении вопросов экономической деятельности компании, организации.

– Бизнес словарь

Значение самоуправление в русских словарях:

самоуправление

— самостоятельность какой-либо организованной социальной общности в управлении собственными делами. Например в городах — выборные органы местного С, рассматривающие вопросы содержания жилого фонда, благоустройства территории, организации жизни своего микрорайона.

– Исторический словарь

самоуправление

— термин, введённый во времена перестройки в СССР для обозначения процесса перехода государственных предприятий под управление коллективов этих предприятий. В те времена этот шаг казался естественным при переходе от плановой к рыночной экономике, однако как всегда у реформаторов «благие намерения» выстлали дорогу к деградации и полному уничтожению производства в некоторых отраслях промышленности. Кроме того, самоуправление стало первым шагом к приватизации государственной собственности — небывалому по своим масштабам акту грабежа и насилия над здравым смыслом. привело к тому, что вся власть на предприятиях сконцентрировалась в руках узких кланов, приближенных к руководству, а в условиях дикой демократии, когда рэкет и силовое решение проблем было обычным делом, это всё привело к консолидации этнической преступности, отдельные кланы в которой начали захват целых отраслей. Сегодня можно наблюдать продолжение этого процесса: азербайджанцы контролируют большую часть продажи продовольственных продуктов, армяне продают машины, таджики продают наркотики (тоже своеобразный бизнес), а евреи продают деньги (очень неплохо устроились в банковской сфере). Как видно, никто из этих эффективных менеджеров ничего не производит, однако все умудряются что-то продавать. Такова суть рынка. См. также: самоокупаемость, самофинансирование.

– Политический словарь

самоуправление

– форма организации общественной жизни определенного региона (города, района, области, страны), характеризующаяся тем, что все жители этого региона сами осуществляют функции управления своими общественными делами, не передоверяя их своим представителям и не закрепляя их за определенными лицами. Очевидно, что отличительная черта этой формы организации общественной жизни в особой форме осуществления в ней функции управления. Сама же функция управления присуща только общностям, обладающим сознанием, т.е. человеческим общностям, а направлена эта функция на сохранение структуры общности, поддержание режима ее работы, осуществление программы или цели ее деятельности, что свидетельствует о достаточно высоком уровне развития рассматриваемой общности. С появлением человека как социального существа, поддерживающего посредством труда обмен веществ между собой и окружающей природой, возникает и сознание как отражение бытия, как осознание и познание практически изменяемой человеком объективной реальности. С первых шагов становящегося человека его сознание являлось одним из важнейших, специфически человеческим средством обеспечения дальнейшего общественного прогресса, совершенствования жизни общества, служило необходимой предпосылкой сознательного управления общественным развитием. Однако практическая реализация такой возможности – сложный, длительный и противоречивый процесс, ибо от сознательного управления человеком собственным поведением до сознательного управления развитием общества так же далеко, как далеко от пращи до баллистической ракеты. И тем не менее прогресс и здесь совершался, ибо сознательное управление, будучи мощным ускорителем прогресса, шаг за шагом входило в плоть и кровь социального развития. В самом деле, в любой организованной человеческой общности, будет ли это семья, трудовой коллектив или общество в целом, осуществление управленческих функций, придающих общности определенную организацию, является условием ее выживания, сохранения ее структуры, достижения целей ее деятельности. Сложные человеческие общности – большие коллективы, общество в целом, как правило, имеют специальную управленческую структуру, т.е. особую организацию особых людей – управляющих. Развитие и совершенствование функции управления и связанного с ним особого слоя людей привело к тому, что с возникновением государства как отделенной от общества и управляющей обществом с помощью принуждения, насилия особой организации людей возникла возможность (и она быстро стада превращаться в действительность) сначала использования управляющими доверенного им управления в своих корыстных целях, а затем и в узурпацию ими самой общественной власти, в превращение скромных слуг общества в деспотических господ над ним. Анализ ситуации привел к выводу, что решающим, если не единственным средством для устранения такого положения и этой опасности, является обратное поглощение обществом выделившихся из него управленческих функций, переход от управления общественными делами к самоуправлению, когда управленческая функция не закреплена за определенными лицами и осуществляется самой человеческой общностью. Очевидно, что противоположность управления и самоуправления относительна в том смысле, что и тут, и там имеет место управление, а значит все то, что предполагает управление: познание подлежащего управлению процесса, предвидение направления его развития, выработка целей управления, подбор допустимых для реализации цели средств такой реализации и, наконец, организация самих практических действий по достижению избранной управленческой цели. Но в том случае, если налицо не самоуправляющийся, а управляемый процесс, все названные этапы и функции управленческого процесса могут быть разделены на свои составные части и закреплены за теми или иными людьми, когда одни познают подлежащий управление процесс, другие вырабатывают управленческие решения, третьи организуют практическое достижение цели. Разумеется, что такая дифференциация и специализация существенно повышают качество управленческого процесса, позволяют в каждом звене опираться на специалистов, что позволяет рассчитывать на лучший результат. Но в этой же усложненности управленческого процесса содержатся и новые опасности его все большего отчуждения от управляемых, все больше соблазнов для управляющих подчинить управление своим интересам, узурпировать управленческую власть. Ведь такое дробление управленческого процесса и его профессионализация отделяют, отчуждают его от тех, на кого будут направлены управленческие функции и усилия, делают само управление подобного рода глубоко чуждым самим управляемым. Жизнь ставит дилемму: или все большая профессионализация управленческого процесса, а вместе с тем все большее отчуждение его от управляемых, или во имя преодоления подобного отчуждения устранения непосредственной опасности узурпации управленческих функций и власти согласиться на депрофессионализацию управления, передавая функции управления самому обществу, его гражданам. Как же разрешить возникающее здесь противоречие? Путем органического сочетания позитивных сторон того и другого, повышения грамотности, профессионализма членов общества, его граждан и умножения предпосылок для развития самоуправления. Что это значит? В условиях, когда сохраняется государство, политика и политические отношения, т.е. когда важнейшие функции управления совершаются посредством государственных управляющих, служащих, чиновников, бюрократов, для развития начал самоуправления необходимо следующее. Во-первых, самоуправление, не отрицая индивидуальных различий между гражданами, предполагает равенство между людьми в отношении к управленческому процессу, здесь должно устраняться деление на управляющих и управляемых, а также на граждан, постоянно выполняющих те или иные управленческие функции и не выполняющих подобных функций. Рост образованности и культуры позволит все более широкому кругу людей быть способными к выполнению любых управленческих функций. Во-вторых, необходима децентрализация управления, т.е. перераспределение управленческих функций между центральными (для данного региона) и местными органами управления в пользу последних. Это объясняется следующим. Прежде всего, граждане, жители данного региона (города, района) лучше знают существо стоящих здесь проблем, ибо сама жизнь ежедневно сталкивает их с этими вопросами. Такого знания более широких проблем более высокого уровня у них, естественно, нет. С этим связано и то, что и принимать решения по вопросам, с которыми ты сталкиваешься повседневно гораздо легче, да и решения будут вполне компетентными в сравнении с решением тех проблем, которых ты не знаешь, с которыми сам не имеешь дела. Совершенно очевидно, что каждый, решая "свои" вопросы, тем самым сам управляет собой, занимается самоуправлением, чего нельзя оказать о тех, кто решает по преимуществу не "свои" вопросы, а "чужие", затрагивающие интересы других людей. В-третьих, необходима "ротация" граждан, т.е. смена ими общественного места или выполняемой ими функции: сегодня "управляющий", а завтра "управляемый" и наоборот, причем не только с точки зрения вхождения или невхождения в управленческие структуры (избрание депутатом, работа в комиссиях и т.п.), но также и в связи с поочередным выполнением управляемыми то одних, то других управленческих функций, исключающих их закрепление за определенными лицами, что и будет означать присвоение этих функций не индивидами, а обществом, обратное их обобществление, характерное для самоуправления. . Термин "самоуправление" появился во французском языке лишь в начале 60-х годов и употреблялся применительно к Югославии, однако политическая теория и общественное движение, т.е. та самая реальность, которую он отражает, имеют намного более древние и глубокие корни. В начале "Манифеста Коммунистической партии" Маркс и Энгельс отмечали, что "история всех до сих пор существовавших обществ была историей борьбы классов". Эта борьба приводит не к победе одного класса над другим, а к революционному рождению нового класса, который усиливает и, вместе с тем, видоизменяет антагонизм между группами эксплуататоров и эксплуатируемых. На смену подобной неравноправной и, следовательно, несправедливой ситуации должно прийти, опять же по Марксу и Энгельсу, "такое объединение людей, где свободное развитие каждого явится условием свободного развития всех". Эта формулировка прекрасно определяет самоуправление. Таким образом, основой самоуправления является утверждение равенства между людьми. Подобное понимание уходит корнями в глубокую древность, так как еще философы-стоики считали каждого человека "гражданином мира", а апостол Павел осуждал всякое превосходство одной национальности над другой и, следовательно, выступал против расизма и угнетения одним "избранным" народом других "народов без истории". Позднее Декарт разработал философские основы демократии, отвергая авторитет на основании принципа, гласящего, что любой человек должен принимать за истинное лишь то, что явно представляется ему таковым. Руссо сделал политические выводы из этого основополагающего принципа равенства, назвав общественным договором такое объединение людей, где "каждый отдает обществу себя и все свои возможности при высшем главенстве общих интересов". И действительно, по Канту, необходимое чувство достоинства каждого человека повелевает ему повиноваться лишь такому закону, который он сам установил для себя, а поскольку этот закон отвечает рациональной природе человеческого рода, он приведет к созданию всемирного миролюбивого союзного общества. На различные второстепенные формы неравенства между людьми следует смотреть как на источник разнообразия и богатства человеческих проявлений, а не как на предпосылку господства. В течение долгого времени эти идеи великих мыслителей игнорировались иерархической организацией обществ вплоть до семьи, за редким исключением небольших "первобытных" общин, не имеющих "государственности". Слабые практически повсеместно были готовы мириться со своим положением и даже желали защиты сильных мира сего, живя, таким образом, в условиях "добровольного рабства", передав свои дела в чужие руки, что можно было бы назвать "чужеуправлением". Однако веками противоестественный характер такого неравноправного разделения вызывал бунты, революции, а следовательно, имели место и периоды самоуправления. Начиная с XIX в. такое порабощение большинства породило крупные общественные движения, в частности анархизм и марксизм, которые заставили философию спуститься на землю. Несмотря на некоторые различия, они ставили перед собой одну задачу – положить конец капиталистической эксплуатации рабочей силы путем уничтожения буржуазии в интересах пролетариата, ставшею всемирным классом. Такие попытки, часто называемые "рабочими советами", имели место в 1871 г. – Парижская Коммуна, в 1917-м – Советы в России, а также в Германии, Венгрии и, несколько позже, в Каталонии. К сожалению "экспроприация экспроприаторов" не смогла надолго установить самоуправление: в одной стране Советы разгромлены силой оружия, в другой, например, в СССР, на смену частным собственникам средств производства пришли политические бюрократы, частные собственники средств принятия решений. Неудачи самоуправления привели к коротким восстаниям в некоторых восточноевропейских странах и побудили Югославию объявить всеобщее самоуправление. Однако, в этой стране, равно как и позднее в Алжире, упорное сохранение однопартийной системы спровоцировало упадок системы самоуправления, вновь возникло экономическое неравенство, в частности в результате отсутствия реальной ротации руководящих кадров. Эти кризисы отнюдь не служат непреложным доказательством утопического характера самоуправления, но высвечивают саму его суть. не сводится к национализации средств производства, это- самоуправление производителей, объединенных оригинальными формами децентрализованного планирования. Конечно же, противоположностью самоуправления является эксплуатация, но в более широком смысле это и отчуждение. Устранение отчуждения означает не только обеспечение необходимых условий труда (как трактует, например, тейлоризм), но и создание новых видов свободной деятельности, революционизирующих труд, орудия труда и продукты труда, в то время как сейчас товары являются объектами, которые искусственно производят субъектов, способных их потреблять. касается не только сферы труда, но и всех областей человеческой жизни. Чтобы быть свободным, самоуправляемое общество нуждается в гласности и просторе для творческой энергии – основного источника радости человека.

– Политический словарь

самоуправление

– качественно особый вид управления, при котором функционирование какой-либо социально-политической системы (подсистемы) осуществляется не извне, а автономно, на собственной основе, при широком и активном включении ее структур в решение внутренних проблем. Развитие С. – одно из основных направлений демократического совершенствования общества и государства. С. означает, что объекты управления (люди, их группы, объединения и организации) в той или иной мере одновременно выступают и как субъекты коллективного управления, поскольку так или иначе участвуют в выработке, принятии и осуществлении управленческих решений. Это предполагает достаточно высокий уровень общей и политической культуры населения, рост его социально- политической организованности и активности, децентрализацию управления и т.д. Важнейшими общими условиями и основами развития С. являются демократизация общества, расширение использования форм непосредственной демократии, совершенствование избирательной системы, развитие рыночных отношений и самостоятельности предприятий, расширение и углубление гласности, повышение действенной роли общественного мнения и т.д. Особое значение имеет развитие местного С., предусмотренное и Конституцией РФ. Большое внимание проблеме С. уделяли марксизм и анархизм. Последний абсолютизировал С.» доводя его до немедленного и полного отказа от всякой государственности. В отличие от этого марксизм рассматривал С. народа как тот социально-политический идеал, который должен в будущем прийти на смену государственному управлению. Исторический опыт показал, что нельзя допускать противопоставления кадрового, профессионального управления и С., государственного управления и общественного С. Они должны сочетаться и дополнять друг друга. Задача состоит в том, чтобы с учетом реальных условий находить оптимальное соотношение и взаимодействие между ними, исходя из критериев эффективности функционирования системы. Практика социально-политической жизни и в нашей стране показала, что искусственное форсирование общественного С. и преждевременная передача его органам функций государственного управления способны нанести современному обществу не меньший вред, чем недооценка места и роли С.

– Политический словарь

самоуправление

– неотделимая от вечевого нравственного идеала способность локальных сообществ управлять своей жизнедеятельностью на основе обычая, традиционной культуры. В древности "основным учреждением является община, или мир, мирское самоуправление, начиная с низших самоуправляющихся ветвей до высшего самоуправляющегося союза: земли, племени, с полновластным народным собранием, вечем" (Н. П. Павлов-Сильванский. Феодализм в России. М., 1988. С. 148). Распад вечевого идеала на соборный и авторитарный нравственный идеал противопоставил С. авторитаризму, что, однако, лишь подтвердило амбивалентность всех этих идеалов, взаимопереход соборного С. авторитаризм, и наоборот. Это можно видеть на примере постоянной возможности перехода таких форм С. как крестьянский мир, совет, кооперация в элемент административной системы. На протяжении истории страны на разных этапах С. играла исключительно важную роль как основа для экстраполяции при формировании синкретического государства, государственных институтов: веча, съездов князей, думы, земских соборов, съезда советов и т. д. Общинное С. лежит в основе синкретической государственности, что не исключает борьбы между ними, особенно в тех случаях, когда государство "перестает всех равнять", разрушать или не препятствовать разрушению традиционализма, уравнительности. Государственность, вступившая на путь модернизации, сталкивается с общинным С. как бастионом локализма, традиционализма, уравнительности. Массовое общинное С. оказывается сильнее государства, что получило свое выражение, например, в способности успешно противостоять столыпинской реформе. Отмена крепостничества вызвала мощный подъем общинного С., который послужил в конечном итоге фактором краха государственности. Массовое стремление довести уравнительность до предела способствовало усилению крайнего авторитаризма, который, опираясь на вечевые идеалы включил С. через колхозы в административную бюрократическую системы, т. е. попытался снять раскол между почвой и государством, давая в максимально возможной степени колхозному управлению авторитарную интерпретацию. Идея С. играла важную роль в славянофильстве, сочетаясь с идеей самодержавия. Идея С. лежит в основе общинного социализма, идеал которого заключается в превращении всего общества в систему самоуправляющихся общин. Реальное воплощение этого – советы, какими они были при своем возникновении, а также до передачи в деревне власти комбедам. Фактически это были локальные веча, обычные сельские миры. Все попытки реально воплотить С. на исторически сложившейся культурной основе в большом обществе, например, в форме промышленной демократии, почти забытой, но когда-то распространенной системы рабочего самоуправления С. как артель, оказываются утопичными. Это объясняется тем, что: А) С., как оно исторически сложилось в стране, возможно лишь в локальных сообществах, где все знают друг друга, находятся в непосредственных эмоциональных контрактах. За границей этих локальных миров ответственность катастрофически падает и превращается в чистый ритуал; что автоматически открывает путь усилению бюрократии, авторитаризму. Современные производственные сообщества во всех отраслях значительно сложнее сообществ, где было эффективно древнее С. Б) Традиция вечевого С. не совпадает с целями большого общества, так как, во-первых, С. реализует ценности локального мира, противостоящего большому обществу, во-вторых, оно нацелено на консервативный идеал тишины и покоя, на постоянное воспроизводство ранее сложившихся масштабов, эффективности и т. д. показателей труда, на подчинение производства сложившимся отношениям, нацелена на монолог, на манихейское противопоставление внешнего и внутреннего. Вечевой институт всегда консервативен, и его активизация может привести к результатам, противоположным ожидаемым. В-третьих, вечевой идеал, смирившийся с властью большого общества, резко снижает свою активность, как снижают ее члены крестьянского хозяйства перед лицом большака (за исключением инверсионных взрывов, когда дело доходит до раздела хозяйств, т. е. возможности самим стать большаками). Поэтому для воплощения С. существует слабый потенциал. Например, 73,6 % опрошенных рабочих считали, что чувствовать себя хозяином – это "честно и добросовестно трудиться", о контроле над администрацией упомянули лишь 17,1 % (Рабочий класс и современный мир. 1988. № 2 С. 61). Кроме того, рост значимости информационных процессов, требующих организационной революции, способности менять свои отношения все больше вступает в противоречие с традиционалистским консерватизмом. В) Все это означает, что древние формы управления локальными сообществами не исчезли, но крайне плохо вписываются в систему государственного управления. Более того, они ей в значительной степени противостоят, что выявляется с полной отчетливостью на этапах активизации локализма. Культурный идеал С. связанный с общей защитой локального интереса сообщества, оказался мощным фактором формирования многочисленных сообществ советского типа, каждое из которых представляет собой группу лиц, защищающих свой локальный интерес, свою автаркию, отграниченную от общества, охраняющую свою монополию на дефицит. От древности сохранилась эта мощная сопротивляемость внешнему давлению, включая государственное. Характерная ситуация сложилась с колхозами, члены которых на этапе перестройки не воспользовались возможностями их ликвидации, но вновь показали, несмотря на свою хозяйственную малоэффективность, стремление сохраниться как локальные образования, пытающиеся опереться на монополию на свой ценнейший дефицит. Его ценность возрастает, чем меньше в стране сельскохозяйственной продукции, чем меньше ее поступает в оборот. Организационная революция создает условия для развития С. на либеральной основе. Для него характерна способность обеспечивать общее согласие при одновременном стремлении к изменениям, к повышению эффективности.

– Философский словарь

самоуправление

– самостоятельность какой-либо организованной социальной общности в управлении собственными делами. С. административно-территориальных единиц именуется местным самоуправлением.

– Юридический словарь

самоуправление

самостоятельность какой-либо организованной социальнойобщности в управлении собственными делами. административно-территориальных единиц – местное самоуправление.

– Большой Энциклопедический Словарь

самоуправление

(см. также: Рабочее самоуправление), решение общественных дел сообща на собрании или посредством совместно избранных представителей. Корни русского самоуправления уходят в глубокую древность. Еще в VI в. имп. Византии Маврикий писал: "Племена славян и антов сходны по своему образу жизни, по своим нравам, по своей любви к свободе, их никоим образом нельзя склонить к рабству или подчинению… Находящихся у них в плену они не держат в рабстве, как прочие племена, но предлагают им на выбор: желают ли они за известный выкуп возвратиться восвояси или остаться там (где они находятся) на положении свободных и друзей". "Эти племена… – рассказывает Прокопий Кесарийский, – не управляются одним человеком, но издревле живут в народоправстве, и поэтому у них счастье и несчастье в жизни считается делом общим". Эти же черты нашего народа выразились в обычае – вече, которым в Древней Руси называлась сходка жителей одного населенного пункта для решения общих дел. В больших городах вече принимало решения о приглашении или изгнании князя. Поэтому древнерусское вече являлось народной властью, независимой от князя. Зачатки самоуправления закладываются в родственном коллективе – семье. Как писал историк Н.А. Рожков, род давал территорию семье, свободно ею используемую в ее пределах; племя давало родам племенную территорию, в пределах которой роды могли также свободно передвигаться и временно использовать землю, особенно для охоты, бортничества, а также для скотоводства и отчасти для земледелия. Средний свободный человек того времени пользовался известной степенью обеспеченности, экономической самостоятельности, поскольку он был членом семейного, затем родового и племенного союзов. Это обстоятельство и вольное пользование землей глубоко отложились и прочно залегли в народном сознании. Постепенно в русской жизни складываются такие формы самоуправления, как община, артель, дружина, губное управление. Одними из древнейших самоуправляющих коллективов были княжеские дружины. Члены княжеской дружины неоднократно заявляли своему князю, что хотят идти в поход или, наоборот, не желают идти. И князь, по обычаю, почти всегда считался с ними. Дружинники заключали с князем свободный договор, отношения в дружине, включая самого князя, носили товарищеский характер. Вступление в дружину и выход из нее были свободными. Еще более широким самоуправляющимся началом обладали торговые дружины, имевшие свои транспортные средства (лодки, лошадей), забиравшиеся в очень отдаленные места. История сохраняет свидетельства и о земледельческих самоуправляющихся организациях, которые чаще всего смыкались с общиной, но отнюдь не всегда были идентичны ей. Как правило, это была группа крестьян, объединившихся для совместной подготовки земельных участков для сельскохозяйственных работ. Такая артель рубила лес, корчевала пни, выжигала поросли, расчищала, ровняла, рыхлила почву, а впоследствии устанавливала порядок пользования расчищенными участками. Кстати говоря, эти артели под названием "обчих" встречались в отдаленных лесных местностях вплоть до н. XX в. было широко распространено и в духовной жизни народа. Церковные общины и братства, совместные братчины много значили в развитии народной психологии в Древней Руси. Среди духовных артелей в России получили распространение так называемые молодежные "складки", устраиваемые в православные праздники, чтобы за общий счет в складчину повеселиться, попировать, поплясать. Традиция земского самоуправления, оформленная юридически в сер. XVI в., пронизывает общественную жизнь Древней Руси. Земские соборы – съезды всех сословий государства – проходили в то время, когда по всей Западной Европе царил холод абсолютизма. Русская монархия вплоть до XVIII в. носила сословно-представительный характер. Царское правление осуществлялось по обычаям и традициям страны, согласно которым царь был обязан править совместно с боярами (боярская дума) и советуясь с народом на земских соборах. Попытки царя узурпировать всю власть в своих руках, попирание "синклита" и "Совета чинов", по мнению Авраамия Палицына, приводит к беспорядкам и в конечном результате к "самовластию рабов". Как явствует из исторических материалов, Россия в XV-XVI вв. обладала единственной в то время среди других стран мира системой управления, основой которой было самоуправление на всесословной основе. Изложим ее по данным, приводимым историками Л.А. Тихомировым и В.О. Ключевским. Царь обладал самодержавной властью и следил за соблюдением общественного блага и жизнью всех сословий. К нему мог обратиться с челобитной любой человек. На места царь назначал своих воевод, которые ведали всеми областями жизни вверенной им территории. Власть воеводы была велика, но возможность поборов была ограничена специальным доходным списком, определявшим доходы, кормы и пошлины. Если воевода или другое должностное лицо, назначенное царем, превышали этот список, то население имело право выставить ему по суду иск и потребовать возмещения за неправедные поборы. Свою власть воевода осуществлял с представителями общественного самоуправления. Вторым лицом после воеводы был губной староста, ведший уголовные дела и следивший за общественной безопасностью. Губной староста выбирался всем населением из профессионального служилого населения. После губного старосты важным лицом местного самоуправления был земский староста, выбираемый городским и уездным населением. При земском старосте состояли выборные от уездных крестьян советники. Они составляли земскую избу. Дело земского старосты и состоящих при нем советников заключалось в раскладе податей, в выборе окладчиков и целовальников. Воевода в дела земского старосты вмешиваться не имел права, не позволялось ему влиять на выборы или смещать выборных лиц и вообще пытаться воздействовать на мирские дела. Земская изба заведовала городским хозяйством, разверсткой земли, обсуждала нужды посадских и уездных людей, сообщая о них, если не могла помочь им сама, воеводе или в Москву. Свои власти, кроме общей с городом земской избы, были и у уездных крестьян. Крестьяне выбирали своих общинных старост, "посыльщиков" (для сношения с воеводой и его приказными людьми), выбирали земского пристава "для государева дела и денежных сборов". Приходы выбирали священников и церковных дьячков, которые имели значение сельских писарей. По грамотам Ивана Грозного, монастырские крестьяне избирали у себя приказчиков, старост, целовальников, сотских, пятидесятских, десятников. Все представители центральной власти, назначенные в городе и волости, не могли решать дела без общественных представителей. Согласно Судебнику 1550, представитель центральной государственной власти (воевода и т.п.) не имел права арестовать человека, не предъявив доказательств его вины представителям местного самоуправления – старосте и целовальнику. Если этого не происходило, то староста и целовальник, по требованию родственников арестованного, могли освободить его и взыскать с представителя администрации штраф за "бесчестье". Таким образом, первый закон о неприкосновенности личности впервые был принят в Древней Руси, а не в Западной Европе, где он появился только 120 лет спустя. Местное самоуправление получило свое развитие в системе земских учреждений XIX – н. XX в. И даже для того времени это была одна из самых передовых в мире форм самоуправления. "Мы со смелостью, беспримерной в летописях мира, – писал кн. А.И. Васильчиков о развитии в России учреждения земского самоуправления, – выступили на поприще общественной жизни… ни одному современному народу Европейского континента не предоставлено такого широкого участия во внутреннем управлении, как русскому". Земские учреждения существовали на уровне губерний, уездов и волостей, сами избирали свои руководящие органы, формировали структуру управления, определяли основные направления своей деятельности, подбирали и обучали специалистов. Земства существовали на началах самофинансирования, имели право для покрытия своих расходов вводить специальные налоги. Источником средств земств служили поступления от сборов на недвижимое имущество: земель, лесов, фабрик, заводов, доходных домов. Главный упор в деятельности земских учреждений был на школы, библиотеки, здравоохранение, ветеринарное дело, статистику. В Положении о земских учреждениях подчеркивалось, что "заведование земскими делами уездов и губерний предоставлено самому населению уезда и губернии на том же основании, как хозяйство частное предоставляется распоряжению частного лица, хозяйство общественное – распоряжению общества". Идея земского самоуправления была непосредственно связана с идеей общинного самоуправления и была близка и понятна русскому человеку. Можно было бы еще долго перечислять формы самоуправления, существовавшие в дореволюционной России, – достаточно назвать самоуправление казачьих земель, самоуправление университетов, самоуправление национальных территорий, например Финляндии и Средней Азии. Был у самоуправления органический недостаток – изолированность, обособленность друг от друга самоуправляющихся обществ и трудовых единиц, делающих их беззащитными от узурпации прав со стороны центральной власти. Пока соотношение прав местного самоуправления и центральной власти определялись традиционными, патриархальными представлениями о роли центра и мест, пока центральная власть носила в известном смысле отеческий характер, противоречия между центром и местами были невелики. Однако по мере усиления центральной власти и вытеснения традиционных правительственных форм заимствованными с Запада бюрократическими учреждениями происходит постепенное лишение прав местного самоуправления в пользу центра. Процесс этот имел характер национальной катастрофы, так как подрывал стержневую основу народного уклада жизни. О. Платонов

– Исторический словарь

самоуправление

предоставленное конституцией или иными государствеными актами право местных органов самостоятельно решеть круг вопросов, отнесеных к их компетенции. С. предполагает самостоятельный выбор целей и путей их достижения самоуправляющимися структурами.

– Политический словарь

самоуправление

– 1) форма народовластия, отрицающая политическое господство; 2) деятельность местных органов власти, осуществляющих процесс управления на данной территории. С. как форма народовластия представляет собой способ управления, основанный на самоорганизации, саморегулировании и самодеятельности и исключающий необходимость применения специального аппарата принуждения. Характерными чертами С. являются: принадлежность власти всему коллективу, причем власть осуществляется либо членами сообщества непосредственно, либо через выборные органы; совпадение в "одном лице" субъекта и объекта управления: саморегулирование общности через посредство согласованных и совместно принятых социальных норм; совместное ведение общих дел, отстаивание и защита общественных интересов на основе самодеятельности. На принципах С. были основаны догосударственные самоуправляющиеся сообщества – общины, племенные собрания, военная демократия и др. Многие исторические формы С. строятся на тех же принципах, что и демократия: подчинение меньшинства большинству; формальное равенство; свободное выражение интересов; общепринятые права и обязанности ;сочетание элементов представительства и прямого волеизъявления. В отличие от демократии С. может иметь как политический, так и неполитический характер. Кроме того, С. может иметь более локальный характер, объединяя территориальные и профессиональные общности. Другой вид С.- местное. Органы местного С. могут входить, а могут и не входить в систему государственной власти (напр., в РФ). По Конституции РФ они призваны самостоятельно управлять муниципальной собственностью, формируют, утверждают и исполняют местный бюджет, устанавливают местные налоги и сборы, осуществляют охрану общественного порядка, а также решают иные вопросы местного значения. В соответствии с Конституцией РФ Федеральный закон "Об общих принципах организации самоуправления в Российской Федерации" от 28 августа 1995 г. (с изменениями и дополнениями, внесенными федеральными законами от 22 апреля 1996 г. и 28 ноября 1996 г.) определяет роль местного С. в осуществлении народовластия, правовые, экономические и финансовые основы местного С. и государственные гарантии его осуществления, устанавливает общие принципы организации местного С. В соответствии с данным Законом практически на всей территории страны организованы органы местного С. (муниципальные органы), новая задача которых – решение вопросов местного значения исходя из интересов населения, его исторических иных местных традиций.

– Политический словарь

самоуправление

– тип управления, при котором объект и субъект управления совпадает, т. е. люди сами управляют своими делами.

– Политический словарь

самоуправление

-англ. selfmanagement; нем. Selbstverwaltung. 1. Автономное функционирование к.-л. организационной системы или подсистемы. 2. Управление делами территориальной общности, организации или коллектива, самостоятельно осуществляемое их членами либо через выборные органы, либо непосредственно.

– Социологический словарь

самоуправление

– в самом общем смысле автономное функционирование к.-л. организационной системы (подсистемы), принятие ею решений по внутренним проблемам. Та или иная степень С. свойственна предприятиям, учреждениям, поселениям и т. п. С социологич. т. зр. С. выступает как коллективное управление, как участие всех членов организации, всего населения в работе соответствующего органа управления, как включение исполнителей в процессы выработки общих решений. С. не отрицает необходимости отдельного органа управления и профессиональной управленч. деятельности вообще. Технология современного управления требует квалифицированного технич., правового, организационного обоснования решений, рациональных процедур их согласования, издания, контроля за исполнением и т. д. предлагает сочетание демократизма со специализацией, что определяет его не только производственную, но и соц. эффективность. При этом различие между управляющей и управляемой подсистемами отчасти преодолевается, т. к. объект управления в некрой степени становится и субъектом его. Единство централизованного управления и С. составляет основу целенаправленного управляющего воздействия в об-ве. Развитие С. в об-ве идет в направлениях повышения самостоятельности трудовых организаций, расширения демократич. основ управления, активизации инициативы граждан и т. д. Лит:. Пригожин А.И. Современная социология организаций. М., 1995. Пригожин А.И.

– Социологический словарь

самоуправление

способ, режим управления предприятия, при котором основные функции управления его деятельностью осуществляет само предприятие без внешнего вмешательства.

– Экономический словарь

самоуправление

– самостоятельность к.-л. организованной социальной общности в управлении собственными делами. С. административно-территориальных единиц называется местным самоуправлением. С. предприятия – способ управления предприятием, при котором основные функции управления его деятельностью осуществляет само предприятие без внешнего вмешательства.

– Экономический словарь

самоуправление

участие рядовых работников, трудового коллектива в решении вопросов экономической деятельности компании, организации.

– Экономический словарь

самоуправление

Внутреннее, совими собственными силами управление делами к какой-нибудь организации, коллективе

– Толковый словарь Ожегова

самоуправление

самоуправление — состояние, при котором субъект и объект управления совпадают, такой характер процессов объекта, являющегося условно замкнутой системой, при которых не происходит непосредственного контроля над ними — целеполагание осуществляется самим объектом сообразно своим свойствам, которые могут быть запрограммированы определённым образом при его создании.

– Википедия

самоуправление

ср.

1.Форма организации работы, при которой самостоятельно решаются вопросы внутреннего управления. отт. Выборный орган, осуществляющий такое управление.

2.Право государственной единицы иметь собственные правительственные органы, решать вопросы законодательства и внутреннего управления; автономия.

– Большой современный толковый словарь русского языка

самоуправление

ср.
1) а) Форма организации работы, при которой самостоятельно решаются вопросы внутреннего управления. б) Выборный орган, осуществляющий такое управление.
2) Право государственной единицы иметь собственные правительственные органы, решать вопросы законодательства и внутреннего управления; автономия.

– Новый толково-словообразовательный словарь русского языка Ефремовой

самоуправление

самоуправл`ение, -я

– Словарь русского языка Лопатина

самоуправление

внутреннее, совими собственными силами управление делами к какой-нибудь организации, коллективе Студенческое с. самоуправление == автономия

– Словарь русского языка Ожегова

самоуправление

самостоятельность какой-либо организованной социальной общности в управлении собственными делами. Самоуправление административно-территориальных единиц – местное самоуправление.

– Современный толковый словарь, БСЭ

самоуправление

самоуправление ср.
1) а) Форма организации работы, при которой самостоятельно решаются вопросы внутреннего управления. б) Выборный орган, осуществляющий такое управление.
2) Право государственной единицы иметь собственные правительственные органы, решать вопросы законодательства и внутреннего управления; автономия.

– Толковый словарь Ефремовой

самоуправление

самоуправления, ср. (Право).

1. Узаконенный порядок, по к-рому какие-н. общественные учреждения осуществляют через свои выборные органы нек-рые функции центральной власти. Местное самоуправление. Земское самоуправление (дореволюц.). Органы местного самоуправления.

2. Право какой-н. государственной единицы, области самостоятельно решать дела внутреннего управления и иметь свои правительственные органы, автономия (см. автономия в 1 знач.).

– Толковый словарь русского языка Ушакова

самоуправление

– самостоятельность к.-л. организованной социальной общности в управлении собственными делами. С. административно-территориальных единиц называется местным самоуправлением. С. предприятия – способ управления предприятием, при котором основные функции управления его деятельностью осуществляет само предприятие без внешнего вмешательства.

– Словарь экономических терминов

самоуправление

МЕСТНОЕ- см. МЕСТНОЕ САМОУПРАВЛЕНИЕ .

– Словарь экономических терминов

самоуправление

– самостоятельность какой-либо организованной социальной общности в управлении собственными делами. с. административно-территориальных единиц именуется местным самоуправлением.

– Однотомный большой юридический словарь

самоуправление

управление делами территориальной общности, организации или коллектива, самостоятельно осуществляемое их членами через выборные органы либо непосредственно (с помощью собраний, референдумов и т. п.). Основные признаки С. – принадлежность публичной власти населению или избирателям соответствующей территории, членам общественной организации, коллектива; самостоятельность в решении вопросов внутренней жизни; отсутствие органов, назначаемых извне. Один из видов государственного управления на местах – местное С., при котором население административно-территориальной единицы самостоятельно управляет местными делами (через выборные органы или непосредственно) в пределах прав, установленных государством. Впервые система С. была введена в Западной Европе в результате буржуазных революций, окончательно сложилась в условиях домонополистического капитализма. Буржуазное местное С. осуществлялось в весьма узкой сфере и в социально-политическом плане носило фиктивный характер, поскольку формальное признание членов общины субъектами управления сочеталось с фактическим отстранением эксплуатируемых масс от участия в управленческой деятельности. Усиление централизма, растущее вмешательство государства в местные дела по мере перехода капитализма в империалистическую стадию привели к утрате буржуазным местным С. даже прежней ограниченной самостоятельности, его превращению в составную часть административного аппарата государственного управления. Расширение прав органов местного С. – одно из общедемократических требований рабочего класса в современных капиталистических государствах. Однако сама по себе демократизация управления на местах, расширение функций местных выборных органов – муниципалитетов не могут изменить характер буржуазного государства, капиталистического строя, как это изображается буржуазными и реформистскими идеологами. В. И. Ленин, разоблачая оппортунистическую сущность концепции так называемого муниципального социализма, подчёркивал классово ограниченный характер буржуазного местного С., его узость, бессилие перед лицом центральной власти (см. Полн. собр. соч., 5 изд., т. 17, с.
163). Полное, последовательно демократическое местное С. формируется с победой социалистической революции. В социалистических государствах оно строится на качественно иной основе – в такой организации и деятельности местных представительских органов государственной власти, при которой трудящиеся участвуют и в управлении местными делами, и в решении общегосударственных задач (см. Местные органы государственной власти ). В социалистическом обществе трудящиеся осуществляют политическую власть через своё государство и через различные массовые общественные организации, органы общественной самодеятельности. Их деятельность по обеспечению интересов и удовлетворению разнообразных материальных и духовных потребностей трудящихся, по выполнению порученных им государственных задач является формой общественного С., которое выступает как одно из проявлений народовластия, социалистической демократии. Массовые общественные организации и органы общественной самодеятельности населения – составная часть системы политической организации социалистического общества, а общественное С. сохраняет при социализме политический характер, играя огромную роль в привлечении трудящихся к активному, постоянному участию в управлении государственными и общественными делами. По мере развития социалистического государства, совершенствования его политической системы возникает общенародное государство как переходная ступень к безгосударственной форме организации коммунистического общества – к утверждению общественного С. Развитие общественного С. – один из основных путей постепенного перехода к общественному коммунистическому С. См. также статьи Государство , Демократия . Г. В. Барабашев.

– Большая советская энциклопедия, БСЭ

самоуправление

самоуправление, -я

– Полный орфографический словарь русского языка

самоуправление

форма организации работы, при которой самостоятельно решаются вопросы внутреннего управления

– Викисловарь

Каким бывает самоуправление?

Самоуправление бывает:

  • городское
  • местное
  • крестьянское
  • демократическое
  • школьное
  • еврейское
  • дворянское
  • общественное
  • народное
  • ограниченное
  • рабочее
  • внутреннее
  • национальное
  • полное
  • широкое
  • эффективное

Морфемный и фонетический разбор слова самоуправление

Для того, чтобы разобрать слово самоуправление, сначала необходимо правильно определить его границы. Сам разбор осуществляется в следующей последовательности:

  • Разбор по составу и частям речи
  • Звуко-буквенный разбор слова самоуправление
  • Слоги и перенос слова самоуправление
  • Транскрипция
  • Цветовая схема

Разбор слова самоуправление по составу:

самоуправление

сам
корень
о
соединительная
гласная

у
приставка
правл
корень
ени
суффикс
е
окончание

Фонетический разбор слова самоуправление:

В слове «самоуправление» содержится:

  • 14 букв;
  • 7 слогов;
  • 15 звуков.

Часть речи – существительное.

Ударение в слове – самоуправле́ние.

Транскрипция слова: [самауправл’эн’ий’э]

с – [с] – согласный, парный глухой, парный твёрдый

а – [а] – гласный, безударный

м – [м] – согласный, непарный звонкий, сонорный, парный твёрдый

о – [а] – гласный, безударный

у – [у] – гласный, безударный

п – [п] – согласный, парный глухой, парный твёрдый

р – [р] – согласный, непарный звонкий, сонорный, парный твёрдый

а – [а] – гласный, безударный

в – [в] – согласный, парный звонкий, сонорный, парный твёрдый

л – [л’] – согласный, непарный звонкий, сонорный, парный мягкий

е – [э] – гласный, ударный

н – [н’] – согласный, непарный звонкий, сонорный, парный мягкий

и – [и] – гласный, безударный

е – [й’] – согласный, непарный звонкий, сонорный, непарный мягкий

– [э] – гласный, безударный

Цветовая схема слова «самоуправление»:

с
а
м
о
у
п
р
а
в
л
е
н
и
е

Примечание: фонетический и морфемный разбор выполнила заслуженный учитель России по русскому языку и литературе — Захарова А.Н.

Синонимы к слову самоуправление

Какими словами можно заменить слово самоуправление? В качестве синонимов в русском языке чаще всего используются:

  1. Деспотизм
  2. Самостийность
  3. Автокефалия
  4. Суверенность
  5. Самоволие
  6. Гомруль
  7. Суверенитет
  8. Независимость
  9. Самостоятельность
  10. Автономия

Ассоциации к слову самоуправление (слова на тему)

С чем ассоциируется слово самоуправление? В русском языке со словом самоуправление чаще всего ассоциируются следующие слова:

  1. Человек
  2. Самостоятельность
  3. Управление
  4. Сам
  5. Власть
  6. Управлять
  7. Управа
  8. Люди
  9. Президент
  10. Править

Сочетаемость слова самоуправление

Как правильно употребляется слово самоуправление? Примеры сочетаемости с прилагательными, существительными и глаголами.

С прилагательными:

  • внутреннее самоуправление
  • городское самоуправление
  • дворянское самоуправление
  • демократическое самоуправление
  • земское самоуправление
  • крестьянское самоуправление
  • местное самоуправление
  • народное самоуправление
  • общественное самоуправление
  • общинное самоуправление

С существительными в качестве зависимого слова:

  • акты органов местного самоуправления
  • в области местного самоуправления
  • в сфере местного самоуправления
  • вопросы местного самоуправления
  • глава местного самоуправления
  • должностные лица местного самоуправления
  • идея самоуправления
  • институт местного самоуправления
  • комитет самоуправления
  • компетенция органов местного самоуправления
  • на началах самоуправления
  • на осуществление местного самоуправления
  • на уровне местного самоуправления

С глаголами в качестве аргумента:

  • добиться самоуправления
  • иметь самоуправление

Предложения со словом самоуправление

Примеры употребления слова город в классической литературе, цитаты из популярных фильмов и сериалов.

Новые органы городского самоуправления избирались на основе принципа имущественного ценза.

Евдокия Ивановна Холостова, Социальная работа

Барнаульские кадеты в целой серии статей выступали за обеспечение алтайских крестьян землёй по норме 15 десятин на душу мужского населения, расширение прав местного земского самоуправления и ограничение переселения.

Владимир Хандорин, Национальная идея и адмирал Колчак

Непосредственное обеспечение права на жилище малоимущих граждан возложено на органы местного самоуправления муниципальных образований самого низшего уровня – городских и сельских поселений.

Борис Михайлович Бирюков, Полный юридический справочник владельца квартиры, агента по недвижимости, покупателя жилья

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я